Страница 1 из 1

Святой мученик с собачьей головой – Христофор Псеглавец

СообщениеДобавлено: 11 фев 2011, 23:55
Kadet

Рисунок


Этот иконографический образ Св. Христофора Псеглавеца долгое время имел место в Православной церкви, и лишь на Московском соборе в 1667 году был запрещен. Старообрядческая церковь до сих пор почетает святого, изображаемого именно с собачьей головой. Икону с его изображением можно и сегодня увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова и других старообрядческих храмах.

Рисунок




После запрета в 1722 г. Синодом "странных и ужасных" изображений Христофора с песьей головой, множество икон и стенных росписей было исправлено. При реставрации фресок собора из-под человеческого лица проступили контуры записанной первоначальной собачьей головы.



Рисунок



О св. Христофоре Псеглавце существует множество легенд. По одной из них, Христофор (его имя до крещения Ребребус) принадлежал к племени людоедов псеглавцев, о которых так часто говорится в греческих мифах. По другой, юноша Христофор был столь привлекателен, что женщины не давали ему покоя, постоянно вводя в искушение. Христофор просил Бога избавить его от этой проблемы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес». В пользу второй версии свидетельствует также свияжская иконописная традиция, изображающая Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Рисунок



Самое правдоподобное объяснение появления такого странного святого состоит в том, что копты (египтяне) хотели сохранить в своей новой христианской религии любимый ими образ бога Анубиса. Действительно, сходство почти полное.

Рисунок


Случай со св. Христофором в данном случае является далеко не единственным примером. Если иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез на востоке и западе, то в коптской церкви еще в 18 веке существовали святые с собачьеми головами - наследники былых египетских божеств. На иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы.

Подобные попытки доказать преемственность привычных языческих традицийи новых христианских были весьма распространены. Но, надо полагать, большинство из предназначенных для этой цели икон было уничтожено в период иконоборчества. Возможно, иконы с шокирующими современного христианина изображениями помогали древним проповедникам найти общий язык с темным языческим населением далеких провинций римской империи. Но благодаря такому неверному методу благовестия в христианство прочно вошли чисто языческие практики поклонения обширному пантеону святых, молитвы-заклинания, амулеты, священные изображения и реликвии, монастыри, верования о загробной жизни, обряды, выполнение которых считалось условием спасения и т.д.